Сенсомоторная коррекция является одним из распространенных направлений в нейропсихологии. Нейропсихологический подход раскрывает взаимосвязи между созревающими структурами мозга и развивающимися на их основе психическими функциями. Наиболее сложные психические функции – психические процессы. Психические познавательные процессы – это процессы, происходящие в психике человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.
Прежде всего, в восприятиях, ощущении, речи, воображении, мышлении, памяти и др. Согласно учениям, разрабатываемым в рамках нейропсихологии А.Р. Лурия, любая психическая деятельность человека является сложной функциональной системой, реализация которой обеспечивается комплексом совместно работающих отделов головного мозга, где каждый вносит свой специфический вклад в ее обеспечение. Процесс формирования познавательных процессов в онтогенезе ребенка происходит в результате последовательного гетерохронного созревания мозговых структур и связей между ними, в ходе которого формируются функциональные системы, являющиеся анатомической и физиологической основой психических функций. Надо отметить, что для каждого этапа формирования познавательных процессов ребенка необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению.
Опыт ученых, работающих в области сенсомоторной коррекции детей с особыми образовательными потребностями, доказал адекватность и информативность такого подхода к данному контингенту (А.В. Семенович, Ж.М. Глозман).
1.Дыхательные упражнения.
«Соломинка и боб». Психолог предлагает детям переместить боб или фасоль в определенную точку, обозначенную на листе бумаги при помощи трубочки для коктейля, дуя в нее с такой силой, чтобы она точно попала в определенное место. Это упражнение решает одновременно несколько коррекционных задач: развитие зрительно-моторной координации; обучение четырехфазным дыхательным упражнениям; формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
«Дыхательная ритмика». Это упражнение корректирует дыхание ребенка, которое будет оптимизировать кровообращение и газообмен в легких, осуществляет массаж органов брюшной полости, таким образом, способствуя общему оздоровлению. Упражнение достаточно простое. Детям предлагается дуть на воздушный шарик, держа его за нитку. При этом задается определенный ритм дыхания (короткий, диафрагмальный, прерывистый).
«Дыхательная зарядка». Упражнения выполняются в положении лежа. Это упражнение также решает как минимум две корригирующие задачи: концентрация зрительного внимания (ребенок следит за тем, как поднимается его живот при вдохе и опускается при выдохе) и снижение общего напряжения.
2. Глазодвигательные упражнения.
«Птица на дереве». Задача состоит в мысленном перемещении птицы ходами вверх по веткам – вниз по веткам, вправо по веткам – влево по веткам. Дети делают последовательно по одному ходу. Очень важно зрительно следить за птицей и делать правильные ходы (челночный ход запрещен). Упражнение усиливает концентрацию зрительного внимания и тренирует зрительно-моторную координацию, развивает мыслительные способности и память.
«Глазодвигательная гимнастика». По заданию психолога дети отслеживают глазами предмет на разных уровнях и по пяти направлениям: вправо, влево, вверх, вниз и к переносице. Это упражнения является энергетизирующим, так как повышает энергетический потенциал и насыщает мозг. Ядра глазодвигательных нервов находятся в структурах, которые отвечают за общую энергетику мозга. Глазодвигательная гимнастика помогает расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияет на развитие других функций.
3. Упражнения на оптимизацию тонуса (гипо- или гипертонус).
«Холодно – жарко». Упражнение на попеременное напряжение и расслабление всего тела. Когда психолог говорит «холодно», дети должны интенсивно двигаться, чтобы «согреться», а по команде «жарко» остановиться и замереть в позе, в какой застала их команда. При этом они должны до предела напрягать все тело. Подобная игра «Море волнуется…». Развивается слуховое внимание.
«Неваляшки». Упражнение выполняется лежа на спине. Дети обхватывает колени руками, и катаются на спине из стороны в сторону. Упражнение способствует преодолению у детей мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных мышечных установок. А также оптимизирует мышечный тонус и повышает уровень психической активности.
4. Упражнения на формирование базовых сенсомоторных взаимодействий.
«Реципрокная координация». Упражнение заключается в одновременном распрямленной ладони одной руки в кулак и разжимании другой руки из кулака в ладонь. Это упражнение корректирует межполушарное взаимодействие.
«Кот и мышка». Психолог предлагает ребенку в ответ на показ игрушки «кот» поднять правую руку, а на показ игрушки «лиса» — левую. Затем повторить это упражнение с заданием для ног в такой же последовательности. Упражнением определяется состояние фактора регуляции за протеканием психической деятельности.
«Муравьи». Упражнение, включающее взаимодействие рук и ног. По команде психолога, дети ползают вперед, назад, к игрушке, от игрушки, вправо, влево и т.д. На завершающем этапе сенсомоторной коррекции, это упражнение выполняется в усложненном виде «муравьи с перекрещенными лапками» (правая рука заходит за левую руку, а левая за правую руку).
2. «Графический тест». Задание заключалось в рисовании узора, составленного из двух сменяющихся звеньев. Тест выявляет состояние кинетического фактора мозговой деятельности.
3. «Аналогии». Исследование словесно-логического мышления.
4. «10 слов». Методика позволяющая оценить слуховую память ребенка.
5. «Веселые картинки». Методика Д. Векслера (1945 г). Детям предлагались четыре картинки с несложным сюжетом. На каждую картинку разрешалось смотреть 20 секунд (для детей с отсутствием аномалий в развитии норма 10 секунд). После этого ребенку предлагалось нарисовать изображение одной из картинок.
6. «Сказка наоборот». Упражнение состоит из двух частей: в первой диагностируется активный и пассивный словарный запас; во второй – понимание предложенных конструкций.
7.«Рассказ по картинкам». Цель – диагностика речевых навыков. Детям предлагаются сюжетные картинки, хаотично разложенные на столе (было предложено 4 картинки). Необходимо разложить их в соответствующем порядке и составить рассказ.
© Ирина Хвингия