ТЕХНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

От автора: Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей авторской техникой, направленной на оптимизацию детско-родительских взаимоотношений. Это упражнение было разработано мною на основе теста «Незаконченных предложения» Сакса- Леви. 

Немного предыстории. 

Однажды, готовясь ко встречи с парой «мама-дочка», я долго размышляла, какую технику можно было бы использовать на встрече. Хотелось чего-то новенького, но не менее интересного. И в голову мне пришла идея, описанная ниже. Результаты превзошли ожидания и я стала использовать её снова и снова. Моим клиентам это упражнение очень понравилось и они стали просить стимульный материал дать им домой, чтобы выполнить это упражнение с другими членами семьи или друзьями. 

Конечно, модификаций подобных техник множество, но я предлагаю Вам свою. Буду рада, если это упражнение окажется для вас полезным. 

Основные правила: 

Упражнение выполняется в паре «ребенок-взрослый». Я использовала это упражнение с детьми подросткового возраста, но, думаю, можно использовать и с младшими школьниками при соответствующем уровне рефлексии. Упражнение является дополнением к другим техникам и применяется только в контексте запроса. 

Инструкция: 

Перед вами два задания. Первое из них для _____ (имя ребенка), второе для _____мамы (папы или другого взрослого). Ваша задача, продолжить эти предложения. Т.е. (для ребенка): «Сначала ты продолжаешь предложения относительно себя, а дальше, тебе нужно будет предположить, как ответит на вопросы твоя мама и записать эти ответы». Также для мамы (папы или др.) сначала нужно продолжить предложения о себе (вторая часть листа), а потом предположить, как ответит ребенок и эти ответы записать. 

Очень важно: целью этого упражнения не является угадывание ответов, поэтому и результат мы не будем оценивать по шкале «совпало 3 из 9», например. Для нас важно ваше видение друг друга, ваши воспоминания, впечатления, эмоции и, конечно же, ИСКРЕННОСТЬ. 
После того, как упражнение выполнено обоими участниками, зачитываются ответы. Я всегда спрашиваю, с кого начнем. Если считать, что первой начинает мама, тогда сначала ребенок читает предполагаемый ответ мамы на первое из её предложений. После того, как он озвучен, мама зачитывает, как она ответила. Т.е. первым мы всегда читаем предположение, относительно ответа кого-либо, а потом уже слушаем сам ответ. 

Рефлексия проводиться как после каждого предложения, так и после упражнения в целом. Предугадать, сколько будет длиться это упражнение достаточно сложно, т.к. в процессе обсуждения поднимается еще множество и множество вопросов. Заканчивать упражнение я всегда стараюсь на позитивной нотке, поэтому (особенно если процесс обсуждения был не прост) предлагаю родителю и ребенку обнять друг друга. 

Как я уже писала, по желанию клиентов это упражнение можно давать выполнить дома с другим родителем, но при этом важно правильно обозначить инструкцию и на следующей встрече поинтересоваться результатами. 

Одним из ярких примеров в моей практике, когда упражнение было дано на дом, был рассказ девочки о том, как это упражнение она выполнила вместе с папой. В процессе обсуждения упражнения им удалось установить еще более близкий контакт и, как признался отец несколько позже, он «посмотрел на свою дочь другими глазами». 

И да, под каждую пару «взрослый-ребенок» данное упражнение я корректирую исходя из особенностей клиентов и их запроса. 

Стимульный материал: 

Для _____ (имя ребенка): 

1.Самый приятный подарок от мамы, это-………………………………… 

2.Когда я делаю что-то не так, моя мама………………………………… 

3. Чаще всего мама хвалит меня за…………………………………………… 

4.Чаще всего мы с мамой ссоримся из — за………………………………… 

5. Я думаю, что самым приятным, что я сделал(а) для мамы, было…………………………………………………………………………..……. 

6. Когда мама говорит, что…………………………………………….я её боюсь 

7. Больше всего мне обидно, когда мама………………………………….. 

8.Мне нужна помощь мамы в …………………………………………………… 

9.Люди, которых я больше всего люблю……..……………………………. 

Для ______ (имя родителя). 

1.Больше всего я огорчаюсь, когда…………………………………………… 

2.Когда я нахожусь дома, мне очень хочется……………………………… 

3.Больше всего я хочу, чтобы ____(имя ребенка)………………………… 

4.Сложнее всего нам с ____(имя ребенка) бывает .…………………… 

5.Я сержусь, когда ___ (имя ребенка)……………………………….……….. 

6.Если ___ (имя ребенка) попросит, я готов(а)…………………………… 

7.Самый приятный подарок ___(имя ребенка)…………………………… 

8.Мне нужна помощь ____(имя ребенка) ……………………..…………… 

9.Люди, которых я больше всего люблю……..…………………………… 

Авторка — Мария Фролова

Ваше мнение важно....