НЕМНОГО О ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МИФАХ

«Я помогу любому» 

Вы то, может, и гений, обладающий талантом и бесконечным ресурсом, но еще есть второй — ваш клиент, а у него могут быть ограничения, и тогда у вас может не получится. Ему, возможно, удасться помочь, но не вы это сделаете. Возможно, седьмой или десятый коллега пожнет эти лавры, потому что к этому моменту у клиента уже будет больше сил и возможности выдерживать терапию, может быть, он просто найдет подходящий именно ему способ, подход, человека. А вы… ну что ж, вы научитесь переживать профессиональные поражения. 

«Клиент должен уходить с терапии довольным» 

Если он всегда доволен, проверьте себя, не делали ли вы ему вместо психотерапии тайский массаж. Где же, как ни у вас, он разместит всю свою боль, ужас, ярость, недовольство, безумие, отвращение, бессилие (у каждого свой набор, конечно, но что-то из этого набора вам, наверняка, достанется, если вы не тайская массажистка). 

«Клиент в процессе терапии должен сильно измениться» 

Если это случилось, благодаря вам, терапевту, то вы Маг или Злодей. Одна из важнейших задач психики — сохранение и укрепление идентичности. Клиент приходит за тем, чтобы стать другим, а между тем становится все больше собой. И по другому никак. На пути к этому пониманию его непременно постигнет разочарование. Возможно и вас тоже. Все-таки идея стать другим так искусительна. Но за этим перевалом — свобода от попыток себя переделать, а освободившиеся от этого процесса силы клиенты обычно радостно бросают на построение и освоение своей жизни. Не сказать, что они совсем не изменятся, но, скорее всего, станут шире, откроют в себе закрытое, попробуют то, на что не решались, узнают о себе много нового и распорядятся этим по своему усмотрению. 

«Психотерапевт или психолог — это здоровый сам по себе человек» 

Здоровых нет, есть недообследованные, в каком-то смысле. Психологи, зачастую и в основном «раненные целители», то есть люди, сами получившие психологические травмы или встречавшиеся с психологическим неблагополучием, иначе, зачем бы им заниматься этим странным делом? Лучшее, что может сделать психолог-психотерапевт для качества своей работы — проходить собственную терапию и супервизию, но, увы, и это не будет гарантией качественной работы. Проработка и обсуждение (при оптимистичном раскладе) помогает ему знать изнутри, как обходиться с опытом нездоровья и приводить другого к большему благополучию. 

«Вы — супер-терапевт, и у вас всегда все получается» 

Если вы так думаете, то посетите-ка, пожалуй, психиатра, может, у вас контакт с реальностью как-то потерялся, мало ли, работа-то сложная у нас. Периодические сомнения и способность видеть и обсуждать трудности и ошибки — естественный и единственный вариант перерабатывать бесконечно сложный процесс встречи двух психик, одна из которых должна принимать и осознавать неспособность полного познания, поэтому каждую встречу она рискует встретиться с неизведанным и непредсказуемым, и ей нужно это выдерживать. Поэтому «психотерапия с гарантией» — это или рекламный ход или самозабвенные фантазии терапевта о самом себе. 

«Вы — весьма так себе терапевт и не знаете всего, а другие терапевты — знают все и работают правильным образом» 

Вам просто не хватает отпуска, терапии или хорошего супервизора. Оглянитесь вокруг, сходите на конференции: у любого метода есть свои ограничения. У каждого работающего терапевта есть чемодан с трудными или провальными случаями. Если бы существовал универсальный метод, все лечились бы только им, если бы существовал идеальный терапевт, то мы бы посмотрели в его глаза и потрогали, жив ли? 

«У нас очень сложная, но самая интересная работа на Земле». 

А вот это, по-моему, правда). 

© Ирина Млодик

Ваше мнение важно....