СОПРОТИВЛЕНИЕ И СРЫВЫ В ТЕРАПИИ

Сопротивление – очень важная часть терапии, так как в 99,9% случаев оно означает, что человек взбирается вверх и растет, получает новый опыт и пытается его применить на практике, находится на пороге самого большого скачка в своем внутреннем совершенствовании. 

Рост и развитие всегда сопровождаются болью, иногда страданием. Почему? Так устроен мир и природа – то, что не приносит в итоге пользы, не вызывает и сопротивление. Достаточно легко пристраститься к вредным привычкам (пить алкоголь, курить, употреблять наркотики), перестать ходить на работу или лежать на диване и смотреть целыми днями сериалы, не занимаясь ничем полезным для своего саморазвития. А вот начать заниматься собой (спорт, отказ от вредных привычек, приобретение нового опыта, работа над собой для личностного роста и развития) сложно. Все те желания и стремления, которые на порядок улучшают качество жизни, всегда даются с большей болью, чем деградация, и вызывают сопротивление. Так устроена человеческая психика и мир – для того чтобы вырасти и стать лучше, нужно пройти через боль и страдания. 

Психотерапия в этом подтексте ничем не отличается, так как это всегда рост и развитие, даже если и подразумевается лечение какой-то патологии, расстройства или отклонения, тоже может быть больно. 

Как проявляется сопротивление в психотерапии? Какие чувства, эмоции и мысли могут свидетельствовать о том, что человек находится в зоне сопротивления 

1. Клиент стал опаздывать на сеансы с завидной регулярностью. Даже одно опоздание может свидетельствовать о каком-то небольшом, но сопротивлении.За сутки до терапии начинают происходить непредвиденные обстоятельства, из-за которых посещение сеанса откладывается или ставится под огромное сомнение. Почему так? Все дело в психологическом аспекте – если человек чего-то не хочет или боится определенных действий, в его жизни начинают происходить неприятности (своеобразный «механизм защиты» от тревожных будущих поступков). 

2. Человек забывает о сеансах психотерапии или планирует на время сессий свои личные дела, особенно если время и день терапии не меняется на протяжении длительного периода. В данном случае стоит задуматься – почему происходит такое ярое сопротивление, и что в терапии стало невыносимым? 

3. Во время сеанса разговор включает совершенно отвлеченные темы – погода, природа и т.д. Самое важное и наболевшее умалчивается или откладывается на последние пять минут времени, чтобы терапевт не успел развить болезненную тему. Своеобразная «приманка» для разговора на следующем сеансе, но следующая сессия повторяет предыдущую – погода, природа, отвлеченные темы. Подобное поведение может свидетельствовать о защитном механизме рефлексии, который и является проявлением сопротивления, то есть человек не может пройти через свои определенные точки сопротивления.Клиент замечает, что в день сеанса у него вдруг все налаживается, хотя еще вчера было все плохо (истерика, внутреннее подавленное состояние, еле сдерживаемые рыдания и боль, которая разрывает душу изнутри и рвется наружу). А сегодня – ясное солнце, прекрасный день, все наладилось. Такие ситуации в некоторой степени являются свидетельством защитного механизма ретрофлексии. 

4. Человеку стало жалко денег на психотерапию, он забывает оплатить сеанс или аргументирует свой уход из терапии финансовыми вопросами. Материальная составляющая всегда означает сопротивление. До этого момента была возможность выделить или найти деньги, но в ситуации, когда сеансы становятся непосильной ношей, найти финансы для человека зачастую «тяжело». Этот этап требует особого внимания как со стороны клиента, так и со стороны психотерапевта – почему терапия так отталкивает и пугает, почему хочется убежать?Появились чувства страха, вины и стыда. Однако зачастую подобные ощущения не осознаются в полной мере, они проскальзывают сквозь призму сознания и формируются в твердую уверенность, что психотерапия бесполезна, терапевт пытается манипулировать, не знает своего дела, не может помочь и, в общем, несостоятелен. Или, наоборот, уже все наладилось и стало хорошо, поэтому нет никаких веских причин продолжать терапию. 

5. Последний вариант – «Мне наверняка все это не нужно, да и психотерапия просто зашла в тупик!» Нужно или не нужно – эти моменты стоит обсудить непосредственно с психотерапевтом. Возможно, это действительно так, если вся целостность личности уже сформирована. Одним из предпосылок последнего варианта отказа от терапии является убежденное мнение клиента в том, что ему никто не сможет помочь, потому что у него достаточно неординарная ситуация. 

Во всех перечисленных случаях есть вероятность, что клиент сорвется. Для того чтобы это не произошло, необходимо обсуждать со своим терапевтом все спорные чувства и ситуации, даже моменты легкого сопротивления (например, когда посещение сеанса терапии сопровождается мыслями «А мне сегодня и нечего обсуждать, у меня все хорошо!»). Не стоит скрывать от психотерапевта свои истинные чувства, боясь их выразить. Можно прямо сказать: «Знаешь, что? Ты меня бесишь, последние пять сеансов точно», «Мне кажется, что я чувствую вину за отмену прошлой встречи» или «Я хочу уйти в отпуск или сделать перерыв, но боюсь, что ты меня бросишь или, наоборот, будешь сейчас сдерживать или уговаривать». Подобные утверждения являются более проекционными, но момент осознания своих чувств и внутренняя борьба с ощущением вины очень важны. Все эти сопротивления могут говорить о том, что у клиента включился сильный перенос на терапевта, и он начинает прорабатывать свою самую глубинную проблему, которая привела его в психотерапию. 

Проекции, переносы, контрпереносы – это отдельная тема. Однако в качестве примера можно привести следующую ситуацию взаимоотношений в семье. Мамы в жизни ребенка «очень много», и последнему иногда просто хочется находиться в покое. В таком случае клиент с таким прошлым, в конце концов, будет воспринимать своего терапевта как человека, который постоянно вынуждает его быть в контакте. Он будет злиться и беситься, повторяя: «Зачем ты меня постоянно заставляешь ходить на терапию?» Ответ психотерапевта очевиден: «Почему заставляю? Не хочешь – не ходи, сделай перерыв!» Важный момент в психотерапии – такие ситуации нужно обсуждать! 

Можно ли делать перерыв в психотерапии и когда? В любом случае решение принимает клиент, но «отпуск» от терапии рекомендуется не раньше, чем через 1,5 года после начала сеансов. Ориентировочно в этот период крепнет чувство, что внутри что-то изменилось, стало лучше, в целом жизнь начала по-другому складываться. Поэтому зачастую человек и хочет какой-то кусочек пути пройти один и оценить свои возможности и силы: «Может быть, я уже достаточно вырос и могу ходить самостоятельно?» 

Обсуждать с терапевтом возможный перерыв нужно обязательно – не в смс, а при личной встрече на сессии. Стоит проанализировать, почему было принято такое решение, на чем оно основано, взвесить все преимущества и недостатки. В случае с смс – это детский поступок, который только подтверждает незрелость внутреннего «я» и несформированную личность. Подобные действия свидетельствуют о бунте человека по отношению к психотерапии. Фактически, перерыв можно расценивать как срыв, только с обсуждением и взаимопониманием двух сторон – терапевт и клиент договариваются сделать остановку на месяц, два, три, проанализировать последствия и оценить последующее положение человека. 

Даже если после временного перерыва человек понимает, что дальше может идти сам, нужно обязательно вернуться в психотерапию и завершить курс сеансов. Процесс завершения терапии – важный момент, в первую очередь для клиента. Если же есть ощущения недоработок в некоторых вопросах или необходима помощь терапевта, однозначно следует вернуться и проработать все проблемные зоны. Иногда бывают ситуации, когда на сеансы психотерапии люди ходят исключительно для изучения и понимания своей глубинной личности. В таком случае терапия для них – развитие, а не лечение. 

Не стоит тревожиться по поводу возможных переживаний в отношении терапевта. Такие ощущения вполне нормальные. Все дело в том, что взаимоотношения между клиентом и терапевтом всегда очень глубокие и близкие, можно сказать интимные. Зачастую из-за возможности говорить искренне и открыто они перерастают в более насыщенные, сокровенные и душевные отношения, чем с родственниками, близкими друзьями, супругами. В определенный момент это вызывает напряжение, даже агрессию, соответственно, могут быть стычки с терапевтом. 

В целом, гневаться и злиться на другого человека в контакте – вполне нормальное явление. Важно обсуждать возникшие проблемные ситуации и понимать, почему возникла эта злость. У хорошего терапевта всегда есть желание и стремление понять психологию своего клиента, разобраться в его характере, помочь человеку жить со своим темпераментом и успешно двигаться к намеченным целям. Именно поэтому всегда нужно говорить своему психотерапевту обо всех точках напряжения, которые возникают во время сеансов терапии. 

В психотерапии бывают моменты, когда не происходит ничего значительного, нет видимых изменений. Однако именно в эти периоды и происходит глубинное формирование нового опыта отношений и бессознательная трансформация в душе. После таких «застоев» обычно наступает внезапный, но тотальный момент облегчения – Бах! И сразу все становится хорошо, выравнивается. Подобные ситуации бывают достаточно редко, в основном им предшествуют многие годы терапии. В этом месте психотерапии рекомендуется ни в коем случае не срываться, иначе момент облегчения и улучшения может не наступить никогда. 

Авторка — Лариса Бандура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *