Провокационная терапия (Френк Фарелли)

Есть много способов и путей, как люди адаптируются, познают окружающий мир и выздоравливают. Одним из важных путей является провокационный вызов больному, от которого он не может уклониться. А если вызвать еще конструктивный гнев на себя, выздоровление наступит быстрее. Конструктивный гнев на себя (не без помощи психотерапевта) является мощной мотивацией для выздоровления. Основная задача терапевта – бросить вызов больному (в разумных пределах), чтобы спровоцировать его на новый вид поведения. Реакция «борись с проблемами», а не «избегай их» наиболее предпочтительна в таких случаях. Поэтому с первых встреч очень важен вопрос, до какого уровня можно доводить реакцию клиента на вызов.

Мы стремимся вызвать гнев, который можно охарактеризовать как «Достаточно, хватит!», «Так я дальше жить не могу!», «Хватит, сыт по горло, я должен изменить свою жизнь!»

Мы стремимся создать предпосылки, при которых клиент не может избежать острых реакций, он вынужден воспринимать навязываемое ему чувство, реагировать на него. Если при этом вызов провоцирует дополнительно самораздражение, то это неизбежно ведет к решению как можно скорее исцелиться.

Основные положения

  1. Клиенты могут справиться с проблемами, если захотят этого. (Я не функционирую, потому что не могу, не хочу).
  2. У клиента гораздо больше потенциальных возможностей адаптироваться в жизни, чем он сам и большинство терапевтов думают. (Если не помог один терапевт, поможет другой).
  3. Психологическая хрупкость клиентов чересчур преувеличивается как ими самими, так и другими людьми. (В большинстве своем они ведут себя так, как от них ожидают и отнюдь не являются хрупким дрезденским фарфором).
  4. Клиент излечим независимо от сложности его состояния.
  5. Опыт взрослой жизни также, если не более важен, чем опыт детства, для формирования системы ценностей, установок и поведения. (Если терапевту удастся пробиться к клиенту и использовать все его концептуальные, позиционные и эмоциональные умения, которыми обладают взрослые, тогда вероятность разрешения ситуации резко возрастает).
  6. Поведение клиента с терапевтом – точное отражение его привычных паттернов общественного и межличностного общения. (Мы не стремимся «загримировать» эмоциональную ущербность клиента, наша цель – приучить его к навозу, к рогаткам и стрелам, то есть к превратностям жестокой судьбы, а, следовательно, помочь им выработать приемлемые пути наладить социальные отношения).
  7. Люди обладают разумом, человек – чрезвычайно логичное и понимающее существо. (Нет людей, которых невозможно понять, они не скрытны. Мы можем просто не обладать всеми данными для их понимания).
  8. Выражение терапевтической ненависти и веселого садизма по отношению к клиенту заметно идет ему на пользу.
  9. Наиболее важные сообщения между людьми – невербальны. (В провокационной терапии невозможно обойтись без умения смеяться одними глазами, посылать юмористические сообщения – вибрации.)

Две основных гипотезы (открытых для доказательства и опровержения)

  1. Об отношении клиента к себе: спровоцированный терапевтом (с помощью юмора, раздражителя, но в пределах внутренней шкалы ценностей) клиент всегда тяготеет к движению в обратном направлении в зависимости от того, как терапевт определяет его как личность.
  2. Открытое поведение клиента: если вызвать с помощью провокации юмором или другим раздражителем самопораженческое, уводящее в сторону поведение и чувства, клиент тяготеет к большему соприкосновению с общественными нормами.

Роль терапевта

Терапевт стремится вызвать как положительную, так и отрицательную реакцию при попытке спровоцировать клиента на пять основных типов поведения.

Утвердить себя как вербально, так и поведенчески.

Доказать свою дееспособность как при выполнении заданий, так и в общении.

Защитить себя в реальном смысле.

Войти в психосоциальную реальность, оценить ее, научиться адекватно реагировать.

Войти при личных взаимоотношениях в рискованные ситуации, когда клиент проявляет чувство привязанности и уязвимости по отношению к другим.

Можно использовать: явную ложь, отрицание, рационализацию, изобретательность, слезы и клоунаду.

Особые техники

Не новы, применяются в других формах терапии. Однако сочетание, стиль, интенсивность использования здесь совершенно различны.

Желая вызвать реакцию, терапевт делает все «больше, чем в жизни». Все преувеличено, гиперболизировано, доводится до абсурда.

Отношение терапевта к клиенту субъективно. Терапевт концентрируется не только на реакциях клиента, но и использует свои собственные реакции, свои фантазии, ассоциации.

Важная техника – конфронтация.

«Конфронтация негативного моделирования» – терапевт действует как и клиент, особенно копируя его манеру говорить и высмеивая те аспекты его жизни, которые являются самыми болезненными для клиента.

«Объяснения» – или отказ от интерпретаций или подведение абсурдных теоретических объяснений.

Противоречивые сообщения.

Перечисления – терапевт заставляет клиента составить перечень причин и данных его поведения, сам принимает в этом участие с целью выяснить возможные причины заболевания и вызвать реакцию клиента.

Юмор и провокационная терапия

Если во время лечебного сеанса клиент не смеется хотя бы часть времени, терапевт не лечит провокацией, а то, что он делает, иногда может оказаться разрушительным. Юмор терапевта имеет далеко идущую цель через смех заставить клиента заниматься личными проблемами, заставить его чувствовать и вести себя прямо и честно.

Способность смеяться как показатель благополучия, равновесия чувств, чувства реальности.

Терапевт направляет свой смех на безумные мысли и поступки больного, в то время как свою заботу и тепло адресует ему как человеку. Можно и должно высмеивать мысли и поступки, но не личность.

Юмор помогает отвлечь внимание больного для того, чтобы внушение врача скорее дошло до него.

В процессе лечения различные формы юмора служат для сбивания клиента с толку, внезапного преодоления его сопротивления, защиты, вовлечения в общение. Юмор – еще и развлечение для терапевта. Он помогает поддерживать внимание к клиенту, стать для него ближе и сделать процесс лечения более переносимым и приятным.

Четыре языка терапевта.

  1. Религиозно – моральный.
  2. Язык раздевалки или улицы.
  3. Кинестетический язык тела.
  4. Профессиональный жаргон.

Выбор зависит от искомой цели на тот момент и борьбы умов и воли между терапевтом и клиентом.

Ваше мнение важно....