Сказкотерапия

Основные положения

Различают метод сказкотерапии и использование сказок в рамках различных психотерапевтических методов.

  • Сказка – это общий язык для взрослого, работающего с ребенком.
  • Сказка более информативна, чем обычная речь.
  • Сказка способствует пробуждению творческих сил в самом терапевте.
  • Сказка несет свободу, дает возможность выбора и возможность изменения.

Терапевтические решения сказки могут быть:

  • общекультуральными, принятыми, всеобщими;
  • собственными решениями терапевта;
  • собственными решениями клиента.

Основные подходы к психологическому анализу сказок

  1. Поведенческий подход: «что будет, если…».
  2. Трансактный анализ: ролевые взаимодействия в сказках.
  3. Юнгианская психология: герои сказки и субличности.
  4. Эмоциональный анализ: герои как персонифицированные эмоции.
  5. Гипнотическая школа: сказка как недирективное внушение.

Структура волшебной сказки (по В.Я. Проппу)

Функция – поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия.

  1. Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок.
  2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
  3. Последовательность функций всегда одинакова.

Неизменным является и набор ролей, т.е. действующих лиц, обладающих своим кругом действий (т.е. имеющих одну или несколько функций): отправитель, царевна, даритель, герой, лжегерой, помощник, антагонист.

Волшебной сказкой называется произведение, в котором действуют все или несколько из указанных героев, а сюжет содержит в себе тридцать одну функцию, с возможными пропусками, в указанной последовательности.

Варианты работы со сказками

  1. Сочинение собственной терапевтической сказки.
  2. Сочинение терапевтической сказки для заданного возраста и заданной проблемы.
  3. Сочинение групповой терапевтической сказки.

Ваше мнение важно....