Точка опоры

Человеку нужна опора. Если он не знаком с собой, он вынужден слушать других. Что они скажут о нем, как оценят. Хороший он, или плохой.

В общем, ищет опору вовне, а не внутри себя.

Человек без опоры полон тревоги, и чрезвычайно зависим.

На что же мы опираемся? На то, что внутри. На свои чувства, свои нужды, свои ценности.

Чувства – это наши реакции на внутренние и внешние события. И это грандиозная опора, если есть право чувствовать. Если признаны права на чувства, многие события могут быть прожиты естественным образом.

Расставание, завершение отношений – это очень грустно, но горе и грусть можно прожить.

Злость – это яркая и потенциально опасная эмоция, но, если присвоена, тоже, в большом количестве случаев, проходит. Освобождая энергию для изменений.

Уязвимость, будучи признанной, дает выход самым теплым чувствам, которые существуют в отношениях – теплу, сочувствию, умилению, нежности, интимности.

Итак, право на чувства – это первая точка опоры.

Однако чувства – это сложная реакция.

И не всегда эта реакция относится к «здесь и сейчас».

Часто мы имеем дело с чувствами из переноса (то есть на актуальный момент накладываются чувства из прошлого) и еще контр-переноса (мы бессознательно реагируем на эмоциональный вклад другого человека в отношения).

Для меня, к примеру, один из самых сложных видов контр-переноса – это моя реакция на беспомощность, которую мне вручают как мою ответственность.

Запуганный, зажатый, неестественный, инфантильный, ожидающий от меня рецептов, решений, управления, человек, вызывает у меня агрессию. Ясное дело, на жертву отзывается тиран.

В терапии я даю обратную связь, и мы работаем с клиентом над его переносом, который создает мою ответную реакцию.

Иногда это совсем не запуганный, а очень даже агрессивный тип реакции, но с теми же инфантильными ожиданиями, что я что-то должна как психолог, как женщина, как взрослый человек и т.п.

Этот тип ожиданий я встречаю, время от времени здесь, в сети, от людей, которых я не знаю, и которые не знают меня, но которые, тем не менее, фантазируют о моих долгах перед ними.

В таких случаях я немедленно захлопываю границу на замок: никаких переговоров! Перенос можно вылечить только в терапии. Я хорошо чувствую свои границы, и могу опереться на них.

Итак, чувства чувствам рознь. В некоторых случаях чувства ведут к потребностям, в других – противоречат им.

Например, страх предъявить себя противоречит потребности в проявлении себя, а гнев на одного человека может быть переносом накопленного гнева на другого.

Стыд за некоторые части себя парализует, сводит всю жизнедеятельность к тому, чтобы прятать «стыдные» части себя. Между тем, потребность обратная: она в том, чтобы принять эти части, и освободить энергию для творчества и спонтанного проявления.

На каждой сессии с клиентом я, не оценивая его чувства, помогаю ему найти связь его чувств с прошлым и настоящим.

Так мы связываем чувства и осознание чувств, выводим взаимосвязи: какие возникают реакции, на какие триггеры, и почему именно эти реакции. Таким образом из человека реагирующего клиент становится человеком осознающим себя в своих процессах.

И способным управлять своими чувствами через признание их, проживание, через выбор новых стратегий.

Осознанность. Рефлексия. Осмысливание своих чувств, попытка выяснить – что за смысл они в себе несут. Это непревзойденный ресурс, который помогает разбираться в запутанных внутренних реакциях и найти новые точки опоры.

По кирпичику, по камешку, выстраивая свое понимание себя, свое осознание себя, вы становитесь все более устойчивыми.

Ваш внутренний критик становится все тише, и внешние оценки его уже не могут напитать настолько, чтобы вы снова напали на себя.

И, наконец, опыт. Опыт присваивания себя, опыт исследования своих чувств и переносов, опыт проживания своих процессов, опыт отделения и сепарации, делает вас зрелым партнером.

Опыт, осознанность, понимание себя — это то, что ценно для меня. И поэтому я выбираю быть в отношениях с людьми, накопившими, на мой вкус, бесценное.

Автор: Вероника Хлебова

Ваше мнение важно....