От автора: «Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь».Платон
У большинства детей, проблемы в поведении, не обусловленные органическими нарушениями в головном мозге, являются следствием неэффективных мер наказания. Наказание, как способ борьбы с плохим поведением ребенка, вопрос спорный и сложный, и все же это необходимая мера в воспитании. Работает наказание, только в сочетании с позитивными стратегиями взрослого. Неэффективные меры наказания приводят к нарушению поведения у детей.
Как работает наказание?
Наказание, всегда имеет для ребенка негативные последствия. Оно работает как воспитательная мера, в случае нарушения ребенком установленных правил. Это дает понять ребенку, что его поведение не приемлемо. Если ребенок нарушил правила, например не сделал то, что было его обязанностью (не убрал постель, не собрал игрушки…) и наказан за это, то он усваивает урок, что за невыполнение условий определенных заранее, он будет лишен чего-то, что тоже желательно обсудить с ребенком. Если ребенок наказан за то, что не входило в его обязанности, не являлось недопустимым в поведении, просто, как говорится, попал под «горячую руку» родителей, то он не будет понимать причинно-следственной связи своего поступка или поведения и последующим за этим наказанием.
Наказание для ребенка, в зависимости от ситуации, может иметь различные варианты последствий.
Эффективное наказание, это лишение чего либо, что является для ребенка ценным, например развлечение (просмотр мультфильмов, поход в кино…), за поступок или поведение, заранее оговоренное.
Неэффективное наказание, это, тот случай, в котором ребенок не понимает, за что его наказывают, и не усваивает причинно-следственной связи.
Наказание, само по себе не работает, особенно, в изменении поведения, оно учит детей тому, что они не должны делать. Необоснованные, спонтанные наказания, крики родителей и применение физической силы, не учат детей ничему, но могут иметь долгосрочные или отсроченные во времени негативные последствия для ребенка, в том числе и нарушение поведения.
Как работают эффективные наказания.
Последовательность требований родителей и формирование устойчивой связи у ребенка с его поведением и наказанием, а так же отрицательными последствиями может улучшить его поведение в целом. Например: ребенок делает что-то без разрешения (берет вещи взрослых, печенье, конфеты…), то, в случае, формирования устойчивой связи между «нельзя» и наказанием за невыполнение условий, ему придется научиться просить разрешения.
Хорошо работает наказание когда, родители «балансируют» между наказанием за плохое поведение и похвалой за хорошее. Метод «кнута и пряника» никто не отменял. Только реальный кнут, меняют на рациональное эффективное наказание, в соответствии с заранее обусловленными правилами и, что вы будете считать хорошим, а что плохим в поведении ребенка. Как часто бывает, родители очень недовольны плохим поведение своего ребенка, а вот хвалить за хорошее поведение забывают. Когда ребенок получает похвалу за хорошее поведение, это его стимулирует к тому, чтобы хорошо себя вести, а это означает, что у вас не будет нужды его наказывать.
Важные условия для формирования хорошего поведения ребенка.
Своевременная похвала за хорошее поведение, творит чудеса – учит ребенка что делать и как себя вести. Этот замечательный способ воспитания, часто позволяет обойтись без наказаний.
Теплая и любящая обстановка в семье, еще один испытанный способ воспитать здорового, без каких-либо нарушений в поведении ребенка. Исключения составляют органические нарушения в головном мозге ребенка, но это отдельная тема для разговора.
Дисциплина – еще один фактор, влияющий на формирование поведения у детей. Ее часто не хватает в воспитании. Родители порой очень креативно подходят к воспитанию, совершенно забывая о том, что без дисциплины «семейная команда» не сможет слаженно выполнять свои обязанности, если таковые, вообще, имеются. Дисциплина помогает детям научиться правильно себя вести, а родителям использовать выбранные эффективные стратегии в воспитании, в соответствии с возрастом ребенка.
Дисциплина в разном возрасте детей.
Для различных возрастов детей применимы различные способы воспитания дисциплины.
Дети до года, не понимают правил. Их поведение сводится к тому, чтобы проверить на практике, что он может, а что нет. Реакция взрослых на действия малыша должна быть соразмерна возможностям ребенка. Часто приходится слышать от мам, что он «назло, тянет меня за волосы», «я бью его по рукам, а он как будто нарочно это делает». Ребенок еще не понимает, что можно, а что нельзя, таким образом, он изучает мир вокруг себя, и мы можем ему помочь в этом, например, неоднократным повторением слова «нет» и удерживанием руки младенца в своей руке. Ваш малыш, обязательно запомнит это, но не сразу.
Дети после года, уже понимают гораздо больше и о причине и о следствии, ребенок многое может сделать осознанно, например, неоднократно бросать игрушки на пол, ожидая или требуя, когда вы их поднимете для того, чтобы он вновь проделал то же действие.
Дети дошкольного возраста, примерно с трех лет, хорошо понимают, что такое хорошее поведение, а что нет, конечно, при условии, что родители сформировали у них устойчивую причинно-следственную связь между их действиями и последствиями. К тому же у них появляется больше возможности проверить социально приемлемое поведение еще и в социуме, в детских садах, в развивающих и развлекательных центрах для детей.
Дети школьного возраста уже знают как вести себя в обществе, но не всегда умеют это делать. Их умение зависит от того, что усвоил ребенок к этому времени, как сформировался и закрепился его навык хорошего или плохого поведения. Если устойчивая связь не сформировалась, то у них в этом возрасте открывается масса возможностей проявить себя «во всей красе» своего плохого поведения.
Условия для формирования нарушения поведения у детей.
Маленькие дети все бывают непослушными, импульсивными, но у некоторых детей имеются, именно, нарушения поведения и это не зависит от их возраста. Один из факторов, влияющих на формирование нарушения поведения у детей – это применение неэффективных способов наказания ребенка. К таким способам относятся:
Непоследовательность родителей в применении наказания ребенка, это один из самых распространённых неэффективных способов, который может привести к нарушениям в поведении. Ребенок должен знать заранее, за какое поведение он может быть наказан и как. Если ребенок сегодня наказан за тот или иной поступок или поведение, а завтра этот же поступок остается без внимания родителей, он не сможет запомнить и закрепить в памяти, как причину и следствие своих действий, и последующие действия родителей. Наказание за заранее не обговоренное поведение, то есть ребенок не предупрежден заранее о том, за что он может быть наказан. Если ребенок сделал это впервые, родители должны ему объяснить, что это недопустимо, и что в следующий раз, если повторится его подобное поведение, они будут вынуждены его наказать и что это будет за наказание. Непонимание ребенком причин, за что его наказывают, при неоднократном повторении, может стать одним из факторов формирования нарушения его поведения.
Наказание ребенка за проступок, который сами родители для себя не считают проступком, по сути, его наказывают за то, что он хочет походить на взрослых, за то, что он подражает родителям. Родители сами должны быть для ребенка образцом поведения, и не требовать от него выполнения того, что сами не делают.
Жестокое наказание ребенка в физической форме (бить, ставить в угол, на колени…), или психологической (в форме унижения или оскорбления…), может сформировать у ребенка нарушение в поведении.
Перекладывание ответственности на ребенка за свои эмоции — «это ты меня вывел из себя», «ты меня выбесил», «ты, своим поведением заставляешь меня наказать тебя». Перекладывание на плечи ребенка свою родительскую беспомощность и неумение справляться со своими эмоциями, может стать причиной формирования нарушения поведения у детей.
Я не говорю о крайних мерах, которые, к сожалению, имеют место быть в воспитании детей, о тех родителях, которые никогда не будут это читать. Я пишу для тех родителей, кто не придавал значения, тому, что неэффективные меры наказания в воспитании детей, могут стать причиной непонятного и нездорового поведения ребенка. Порой достаточно только того, что ты знаешь о том, что действуешь неправильно. Эти знания могут вызвать желание изменить свое отношение к воспитанию ребенка в целом, а так же поменять свои неэффективные методы наказания на эффективные способы.
Подумайте о том, как сделать так, чтобы ваш ребенок никогда не страдал от несправедливого отношения к нему самых близких ему людей, и о том, чтобы он сам, когда вырастет, не стал причинять страдания своим детям.
Осознанного вам выбора в мерах наказания своих детей!
Журавлева Галина Вячеславовна