ПРИСУТСТВИЕ И КОНТЕЙНИРОВАНИЕ — ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИНСТВА

Родительство, материнство очень взрослит, и первое что оно приносит с собой — ответственность. Ответственность за то, насколько ты сам психологически зрел, какой видишь собственную родительскую роль, какие важные этапы формирования психики существуют и как родитель может способствовать тому, чтобы ребенок эти этапы проходил правильно.

Одной из важных составляющих формирующих психику ребенка, является способность матери к присутствию. Под присутствием матери Д. Винникот понимал способность матери распознавать и удовлетворять потребности ребенка в еде, прикосновениях и понимании, чтобы ребенок не столкнулся раньше времени с чрезмерно сильным чувством беспомощности. Именно слияние с матерью, помогает ребенку почувствовать свою защищенность и сформировать привязанность. Ребенок плачет и знает, что мама возьмет его на ручки, голоден и знает, что его вовремя накормят, хочет спать и знает, что его покачают и прижмут к себе, чтобы он почувствовал материнское тепло. Небольшая фрустрация при этом (например, слегка отсроченное удовлетворение потребности) формирует понимание того, что между матерью и ребенком происходят некоторые несовпадения, они являются источником первых, очевидных переживаний отдельности и являются так же важной подготовкой для формирования следующего за этапом слияния, этап формирования постепенного отделения и дифференциации.

Второе не менее важное условие это устойчивость родителя рядом с ребенком или способность контейнировать сознательные и бессознательные собственные импульсы, так и импульсы, эмоции и аффекты самого ребенка.Наступает период, когда ребенок начинает вести себя очень капризно и непоследовательно, например то, что прохожу сейчас я со своим 3-х летним сыном, нежелание принятия отказа в ответ на требование удовлетворения любого своего «хочу», одновременный отказ принимать мою помощь: «я сам» и тут же запрос на помощь: «помоги, я сам еще не справляюсь», а в психологическом смысле проба пера на расширение собственных границ и проверка моей, как взрослого рядом сним устойчивости.

Если родитель достаточно устойчив рядом с ребенком, то он может принять все его чувства, настроения и поведение, как важные для ребенка, не разрушаться от этих проявлений и не заражаться его аффектами, уметь контейнировать собственные чувства и эмоциональные состояния, вмещать и выдерживать чувства ребенка и возвращать их в приемлемой для него форме, то у ребенка в свою очередь появляется способность выдерживать одновременно любовные и враждебные чувства к одному и тому же человеку, сохраняя при этом его ценность, независимо от того может ли он удовлетворить все его потребности или нет, не расщепляя его образ на только «плохой или «хороший». «Ты сейчас злишься потому, что я не разрешаю совершить тебе какой то поступок, потому что считаю, что это для тебя небезопасно и может иметь такие то последствия», «ты расстроен, потому что другой ребенок не захотел с тобой играть, но мы можем поиграть с другим ребенком» «Ты плачешь, потому, что тебя обидели, но ты можешь сказать обидчику о том, что именно тебя так расстроило», все это формулировки возвращения чувств, с которыми самостоятельно пока ему бывает сложно разобраться.

Так ребенко научается распознавать и понимать свои чувства и состяния, так он постепенно учится, как может с ними обходится и так формируется «постоянство объекта привязанности» и целостный образ себя, того, кто может вмещать и выдерживать собственные противоречия, и оставаться собой рядом с другим, зная точно, что он от этого не разрушится. Если эти важные этапы в отношениях родителя ребенка незавершены, то уже у повзрослевшего человека возникают собственные сложности в построении отношений когда есть сильная потребность в другом и наряду с этим существует невозможность поддерживать с ним близкие и стабильные отношения, та же почва для различного рода зависимостей, когда одновременно невозможно отойти , но и невозможно по-настоящему приблизиться.

© Раиса Коваленко

Ваше мнение важно....