Как родителю бережно отпустить ребенка, не подталкивая, когда он не готов, и не удерживая, если он сможет?
Сепарация происходит не разом, не рывком. Это происходит медленно и бережно, когда ребенок эмоционально может пережить такую разлуку с мамой, и которую он, в соответствии со своими ресурсами, выдерживает.
Если родитель не умеет постепенно отпускать ребенка, вот что происходит:
1. Ребенок останется инфантильным, не умеющим принимать ни одно решение, неустойчивым, колеблющимся, сомневающимся в себе.
2. Родитель не найдет себе другого смысла, который неизбежно появляется, когда он отпускает ребенка. Он так и остается родителем, который вынужден контролировать, опекать, принимать решения.
3. Вместо двух самостоятельных, довольных своей жизнью людей, остается что-то вроде мама — сын или папа — дочь или возникают другие варианты слияния, неразделенности.
Как происходит отпускание? На что ориентироваться?
Ориентируйтесь на сигналы, которые подает ребенок. Их можно перепроверить по своим ощущениям, но в целом, можно доверять ребенку в том, что он хочет для себя наилучшего.
Ребенок всегда показывает, своими чувствами, своей реакцией, во что он хочет играть, во что – нет, что хочет есть, что нет, что ему нравится, а что – нет.
И, если вы относитесь к нему как к человеку, у которого есть права, вы будете внимательно относиться к таким сигналам.
Иногда приходится, наоборот, ориентироваться на свои нужды, и дать ребенку прожить отдельность от мамы.
На что нужно ориентироваться?
На то, чтобы это не было травматично для ребенка.
Травматичное переживание обычно растянуто во времени, и характеризуется появлением устойчивых страхов и уныния.
Если ребенку удается однократно пережить уныние или недовольство в конкретном эпизоде отделения от мамы, через некоторое время вы заметите, что он как будто чуточку повзрослел.
«Я отвожу сына в детский сад. Ему 6 лет. Он спрашивает, когда я его заберу. Просит прийти за ним побыстрее.
Через полчаса я пью кофе в кафе, листаю ленту Фейсбука, и вдруг ловлю себя на чувстве вины. Ведь я могла бы сейчас бежать по своим делам, чтобы быстрее освободиться и забрать ребенка.
Останавливаюсь, прислушиваюсь к себе. Признаю свою потребность в личном времени, в отдыхе, свое право делать то, что нравится. Признаю право сына быть недовольным, что я приду за ним позже. Чувствую, что отдых наполняет меня силами, и я могу помочь сыну прожить недовольство и разочарование».
Это рассказ одной мамы, которая внимательно относится к тому, что у нее происходит в отношениях с ребенком, и уделяет большое значение постепенному и бережному отпусканию своего сына в самостоятельную жизнь.
И мы сами можем в этом убедиться. Если ребенок почувствует, что справляется, и заметит, что мама это ценит, а вы чувствуете, что не переживаете вину, то и у ребенка, и у вас, как родителя, появляется больше смысла в самостоятельности и в том, как ею творчески распорядиться.
© Вероника Хлебова