КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА И ПОМОЧЬ ЕМУ ОТСТОЯТЬ СЕБЯ

«Мальчики сегодня прикалывались надо мной и называли меня малышкой, когда я надела новую шапку!» — сказала София своей маме сквозь слезы. «Я сидела за партой и просто слушала как они прикалывались надо мной. Ничего не могла сказать. Мне очень обидно сейчас!» — закончила София свой рассказ. 

«Моя новая ручка понравилась Маше и она ее забрала! Сказала отдаст, а когда — не сказала!» — плача пожаловалась маме Анечка. 

Речь идет о детях, которые в силу своих личностных качеств не могут за себя постоять: скромные и добрые, которые боятся кого-то обидеть, которые не могут сказать «нет», которые не умеют отстаивать свои границы, которым тяжело себя защитить. 

Как правило такие дети являются мишенью для разного рода агрессоров в детском саду, школе или гимназии. 

Как помочь своему ребенку справиться с этим и защитить его? 

Первое: ребенок должен знать и ощущать, что за ним стоит сила (родитель, семья, брат, сестра), должен четко понимать что ему помогут и за него вступятся. Ведь нет ничего ужаснее для ребенка, чем ощущать свою немощность, слабость и одиночество. 

Дети очень хорошо умеют считывать информацию и видят кто приводит (сопровождает) этого ребенка. Они смотрят какой у него/нее папа, мама, брат или сестра. И поэтому на детей можно произвести собственное впечатление сильного человека, которое поможет Вашему ребенку построить отношения с детьми. 

Как правило невозможно воздействовать на родителей обидчика и сколько бы ни проводились с ними педагогические беседы — ситуация не меняется и обидчик продолжает обижать, бить Вашего ребенка. Что делать в этом случае? 

Подготовьте заранее короткую фразу, которая будет четко сформулирована и понятна ребенку-обидчику соответственно его возрасту, не угрожающей жизни обидчику, но в тоже время способная дать понять, что за вашим ребенком стоит защита. Пустые фразы: «не хорошо бить девочек бить»; «нельзя рыться в чужом портфеле»; «не хорошо бить по голове и отбирать карандаши»; «не хорошо/плохо прятать шапку или варежку другого ребенка» и т.д. Все эти фразы не работают дорогие родители! Обидчик должен четко понять, что Вашего ребенка обижать не следует, иначе за него вступятся! 

Второе: научите ребенка отстаивать свои границы. 

Ребенок не обязан делиться своими вещами, если он этого не хочет делать. ребенку необходимо научиться защищать свое имущество: игрушки, одежду, аксессуары (расчески, резинки, книги, карандаши, браслеты, сережки, шапки и т.п). первый опыт дети получают в песочнице: «Не будь жадиной! Поделись своей лопаткой или формочкой в мальчиком.»; «угости меня своей конфеткой»; «дай мне поносить свою резинку для волос!»; «вы брат и сестра, поэтому должны делиться всем друг с другом!» — говорят папа или мама. если ребенок не делится — родители навешивают на ребенка ярлыки и называют жадиной, а иногда и физически наказывают. В итоге у ребенка формируется страх остаться одному, быть не принятым: «если я ей не дам мой браслет или куклу, то она со мной не будет играть!». 

Как правильно поступить в подобном случае? 

Необходимо дать понять ребенку что есть Я: моя формочка, моя резинка, моя еда, моя конфетка, моя лопатка, мой рюкзак, мой холодильник, моя цепочка, мой парень, моя девушка и т.д. Ребенок не обязан делиться если он этого не хочет! Если кто-то посягает на его имущество — необходимо отстоять свое имущество! Но если ребенку хочется что-то, что есть у другого, то необходимо произвести обмен: отдать что-то свое и попросить то, что хочется получить от другого. 

Так же необходимо ребенка учить заявлять о том, что ему что-то не нравится или не хочется делать. В случаях если ребенка заставляют что-то делать против его воли: «иди дерни ее за волосы», «давай ты подаришь мне эту куклу и я буду с тобой играть», «плюнь ему в тетрадь», «спрячь ее шапку в туалете, а я постою здесь на шухере», «потрогай мой пенис» и т.п. необходимо отвечать ключевыми фразами: «я не хочу это делать», «я не хочу чтобы ты мне это делал», «я не хочу чтобы ты это брала», «мне это не нравится» и т.п. Важно сразу обратиться за помощью к воспитателю или преподавателю, охраннику или в скорую помощь, родителям, а не замалчивать конфликт привычными «да ладно, как-нибудь утрясется». 

Третье: научите ребенка и учитесь вместе с ним наблюдать за окружающими вас людьми. 

В ситуациях если ребенок не может найти себе общение в новом коллективе и страдает от этого, подскажите ему понаблюдать за детьми в группе или классе. Наверняка найдутся дети с которыми играет большинство. Проанализируйте вместе с ребенком почему это происходит. Наверняка эта девочка или мальчик заинтересовали других детей какой-то увлекательной игрой или своими умениями (например красиво рисует). Подумайте вместе с ребенком или предоставьте ребенку самому придумать какую-то новую игру и придя в детский сад или школу начать самому или с компаньоном-одиночкой играть в эту игру. Как правило другие дети начнут подходить и интересоваться, возможно все вместе придумают продолжение этой игры, в процессе которой «завяжутся» новые приятельские отношения. 

Четвертое и последнее: помогите ребенку развить какую-то его способность, где ребенок сможет себя проявлять и чувствовать свое МОГУ. Почувствовав свои возможности, свою силу (интеллектуальную, артистическую, физическую) у ребенка будет повышаться самооценка и самоценность. 

Соблюдя эти 4 нетрудных правила Вы поможете своему ребенку стать сильнее, увереннее и научите его защищать себя самого в любой период его жизни, а так же приобретете доверительные отношения со своим чадом! 

Авторка — Мария Симакина

Ваше мнение важно....