После того, как я рассказываю, что нужно принимать злость ребенка, давать ей место, чтобы ребенок не выводил ее через психосоматику, невроз или проблемное поведение, родители спрашивают — «А как это? Что же, давать ребенку бить себя и других?»
Принимать — значит признавать эту эмоцию, давать ребенку право ее испытывать. Это не значит, что мы одобряем поведение.
Как же помочь ребенку выразить гнев, не нанося вреда другим?
Вчера побыла для своей дочки принимающим контейнером.
В последнее время она стала вялая, мрачная, плаксивая, раздражительная. Для меня это сигнал — есть удерживаемая агрессия.
«Наверное, у тебя есть то, что тебя в твоей жизни не устраивает, то, чем ты недовольна? Или кто. Давай мы составим лист недовольства. Как можно более полный, чтобы ничего не осталось за кадром. Я буду записывать за тобой дословно все, что ты будешь говорить. Меня и папу тоже включим, наверняка, мы тебя тоже подбешиваем.»
Дочь обрадовалась, воодушевилась. И понеслась. Правда, поначалу был затык. Но я подбадривала и помогала вспоминать, за что и на что она может злиться. Предлагала не сдерживаться в выражениях.
Она становилась бодрее, веселее. Начала подпрыгивать, размахивать руками, смеяться.
После того, как лист был заполнен, дочь попросила его прочитать 3 раза. Во время чтения она активно жестикулировала и буквально разыгрывала пантомиму, в действиях выплескивая свои эмоции.
Когда мы закончили, она была счастлива. И говорила, что уже давно ей не было так легко.
Это была настоящая терапевтическая работа. Но как показала практика, даже со своим ребенком она работает.
Попробуйте и вы. Только важно:
— Не сливаться с собственным ребенком в обиде на кого-то.
— Не критиковать, не оценивать, не давать советов.
— Не реагировать лично, обижаясь на ребенка, пытаясь ребенку что-то сходу объяснить, утешить.
Чистое принятие.
Для меня, надо сказать, это было тоже терапевтично.
Авторка — Елена Доценко