ОТВРАЩЕНИЕ: ДОФАМИНОВАЯ «АНТИ-ТЯГА».

Как мы с вами знаем, дофамин маркирует и определяет субъективную «важность» всего, что находится вокруг нас.

Чем более важным представляется нам некая вещь или человек, тем больше будет выделение дофамина. Но важность – это не только желание получить нечто, но важность – это и весомость угрозы, которая может нам навредить. Именно поэтому дофамин будет подскакивать при стрессе, опасности для жизни и опасности для здоровья.

Легко подсесть на дофаминовую иглу рискованного поведения, ввязываясь в драки и т.п. Если к желанной вещи мы стремимся, то от нежелательной хотим оставаться как можно дальше. Как говорил один персонаж, «не хочу касаться этого даже десятиметровой палкой». Речь идет о чувстве отвращения. 

Отвращение – базовая защитная эмоция, направленная на избегание чего-то неприятного, противоположная дофаминовой тяге, это «антитяга», притяжение со знаком минус.

Суть отвращения в избегании, поэтому оно отличается от гнева (и агрессии) и страха. Ученые, исследуя нейробиологию отвращения, заметили, что наибольшей активностью обладают подкорковые ядра, входящие в «систему вознаграждения» — черное вещество и бледный шар. Те, кто не любит сыр с плесенью, показывали повышение активности этих структур, а у любителей сыра такой реакции не было (Front. Hum. Neurosci., 17 October 2016 | https://doi.org/10.3389/fnhum.2016.00511The Neural Bases of Disgust for Cheese: An fMRI Study). 

Кроме подкорковых структур, важную роль играет и островковая кора, где формируется ощущение отвращения. Повышение дофамина может вызвать как тягу, так и избегание. Дофамин играет роль в обучении и помогает нам избегать вредного и опасного.

Установлено, что отростки нейронов из вентральной области покрышки идут в два разных участка прилежащего ядра. Один путь – это известный путь тяги, а второй связан с отвращением (Neuron VOLUME 101, ISSUE 1, P133-151.E7, JANUARY 02, 2019 A Neural Circuit Mechanism for Encoding Aversive Stimuli in the Mesolimbic Dopamine System). 

История проблемы. 

Изначально отвращение сформировалось как защитная реакция для избегания пищевого отравления, испорченных продуктов и т.п. Мы учимся испытывать отвращение с самого детства бессознательно усваивая многие правила поведения. Ведь когда мы видим отвращение на лицах других людей, это активирует и центры отвращения у нас в мозге. Так мы учимся избегать опасной пищи, отвращение связано с защитными пищевыми рефлексами: сжать губы, зубы, выплюнуть, повышение тонуса пищевода (ком в горле), рвотный рефлекс.

Не всегда верьте отвращению. Не поддавайтесь чувству отвращения, рационализируя его. Научитесь спокойно его выносить, как естественную реакцию. Дышите спокойно и ровно, фокусируйтесь не на объекте, а на процессе своей работы. Хоть иногда отвращение может быть вам интуитивной подсказкой, очень часто оно ошибается, так как руководствуется привычными стандартами, а не реальной оценкой ситуации. Найдите в проблеме привычное вам, близкое, приятное, неожиданно интересное и вы увидите, что отвращение может сменится и интересом. 

К сожалению, при низком уровне осознанности, мы легко путаем физически непривычное и моральное отвращение, что может послужить причиной формирования ложных причинно-следственных связей. Важно понимать, что наше отвращение – это подсознательное решение, не основанное на анализе, поэтому оно быстрое и часто неверное. Принимают нас тепло в гостях? Очень добрые люди. Сижу на твердом стуле и слушаю лектора? Очень твердолобый лектор! Едят насекомых? Извращенцы!

Так, нам могут быть отвратительны незнакомые люди, которые иначе думают и пахнут (новизна), которые болеют, в т.ч. и незаразными болезнями и многое другое. Древняя система, которая раньше помогала нам избегать угрозы, в современном мире чаще лишь искажает наши суждения.

Иногда отвратительное может возбуждать, а так как наш мозг не всегда хорошо различает причины возбуждения, многие «отвратительные вещи» могут быть возбуждающими в сексуальном контексте. 
Чувство отвращения меняет наше восприятие объектов и людей, на которые оно направлено. Возбуждение орбитофронтальной коры приводит к снижению активности отделов мозга, отвечающих за сочувствие и жалость. К людям, к которым мы испытываем отвращение, мы начинаем относится как к вещам. Это же касается и отношения к себе, если мы отвратительны к себе, то высока вероятность саморазрушительного поведения.

Моральное (социальное отвращение).

Но затем эта же система стала использоваться нашим мозгом для оценки других людей и их поступков – социальное отвращение. Социальное отвращение может возникать по отношению к признакам болезни, несчастья, моральных отличий, к незнакомому и при пресыщении чем-либо. При этом социальное отвращение задействует такие же механизмы, как и пищевое. Социальное (моральное) отвращение – это негативное отношение к людям, кто сильно от нас отличается внешним видом, поведением, моралью. Оно работает на таком же механизме, как и пищевое отвращение. Часто отвращение возникает, когда мы сталкиваемся с новым, непривычным нам или морально противоестественным. Политические манипуляции часто представляют чужаков как отличных от нас, отвратительных для усиления вражды, подчеркивая различия и особенно те их нормы поведения и этики, которые отличаются от привычных нам. Поэтому нас реально тошнит от некоторых поступков и слов, что находит свое отражение и в языке. 

Мы учимся определенной норме, а когда реальность резко ей не соответствует, это может вызывать чувство отвращения, брезгливости. Часто отвращение может возникнуть при резком несоответствии ожидаемого и реального (дофаминовая ошибка предсказания награды). Если вы ждет много, но получаете меньше, то уровень дофамина падает, а мозге активируется область островка, связанная с отвращением. Чем важнее для вас был результат, тем сильнее чувство отвращения. Поэтому, при нездоровых ожиданиях, тяга и страсть могут быстро превратится в отвращение. От любви до ненависти один шаг, как известно. Ведь значимость объекта для вас не изменилась, он все равно вызывает повышение дофамина. Но теперь этот высокий дофамин кодирует отвращение и желание избегать этот объект (к которому раньше тянуло). 

Отвращение связано и с развитием отношений. Так, последняя стадия отношений – это эмоциональная сепарация, когда то, что казалось милым и привлекательным, начинает раздражать и отталкивать. Например, научно доказано, что поддерживать теплые отношения или дружбу с бывшими – это признак психических отклонений. В свежем исследовании (Personality and Individual Differences Volume 115, 1 September 2017, Page 114-119 Staying friends with an ex: Sex and dark personality traits predict motivations for post-relationship friendship Justin K.Mogilski Lisa L.M.Welling) авторы доказали, что поддержание близких отношений с бывшими связано очень высокой частотой «темной триады»: нарциссизм, макиавеллизм и психопатию, все три черты связаны с бессердечно-манипулятивным межличностным стилем. 

Почему же так происходит? Если влюбленность и отношения были искренними и дофаминовыми, то при их разрушении уровень дофамина падает. Подобное падение дофамина по отношению к бывшему партнеру приводит к тому, что его не хочется видеть, он вызывает неприятные ощущения. Да, это и есть последняя стадия отношений, которая называется эмоциональное разделение (emotional separation – если не сформировались окситоциновые штуки).

Да, дофаминовая близость не может удерживаться бесконечно, ведь как мы знаем «любовь живёт три года» (L’amour dure trois ans). Любовь будет жить дольше, если при успешных отношениях формируются окситоциново-вазопрессиновые связи, которые удерживают партнеров десятилетиями вместе. Если же этого не происходит, то партнеров начинает тошнить друг от друга спустя некоторое время – и это нормально, так как природа дает вам еще один шанс найти кого-либо для формирования окситоциновых связей)) Но если вы расстались, но еще поддерживаете тесные и близкие отношения – это дурной признак, значит, у кого-то из партнеров проблемы. 

Укрощая отвращение. 

Чувство отвращения – это защитный дофаминовый механизм, направленный на избегание потенциального опасного для вашего тела и психики. Отвращение повышает уровень дофамина, что мотивирует нас на действия для отдаления от источника отвращения, его устранение. В целом, важно критически относится к этому чувству и не доверять ему слепо. Осознанность помогает увидеть, как это чувство часто ошибается. Культивация отвращения не является полезной стратегией, а может стать лишь еще одной дофаминовой иглой. Частое и интенсивное переживание отвращения с избыточным выделением дофамина может нарушить нормальную работу дофамина в подкорковых структурах мозга. 

Чувство отвращения – это предохранительный сигнал, который важно верно истолковать. Часто бывает, что и любимые люди и дела могут вызывать отвращение и это нормально. Это может быть связано с излишним самопринуждением, когда внешняя мотивация (забота о партнере, указка сверху) может привести к тому, что деятельность начинает казаться отвратительной. Слишком частые перепады к отношению к одному и тому же объекту, от тяги до отвращения часто являются признаком зависимости и разбалансированной работы дофаминовой системы. 

Злоупотребление отвращением. Очень часто люди прибегают к самостимуляции через чувство отвращения, ведь оно так или иначе поднимает уровень дофамина. Делать то, что считается отвратительным, запретным возбуждает и может стать дофаминовым триггером, искажая нормальное поведение. Те, кто любят обсуждать отвратительные вещи, бороться против них, часто используют это как дофаминовую подпитку.

Чувство отвращения часто используется в манипуляциях для создания какого-либо мнения к группе людей или к событию, товару. Отвратительное непроизвольно привлекает внимание, так как эволюционно оно важно для выживания. Культивируйте осознанность и не реагируйте на манипуляции с чувством отвращения, перерастайте его, фокусируясь на общем, а не на различиях.

Здоровое чувство отвращения помогает вам удерживаться в рамках здорового поведения, сохранять свои границы, удерживаться от проступков и зависимостей, сохранять моральный кодекс. Отвращение помогает сохранять нам границы в повседневной жизни: следить за собой, не переедать и так далее. Отвращение к вредным привычкам помогает бессознательно воздерживаться от них. Отвращение бывает при потере границ и слиянии между партнерами, при объедении даже самой вкусной пищей. Сохраняйте границы и это поможет сохранять и интерес. 

Смягчение зависимостей. Сознательное формирование отвращения к объекту тяги может способствовать смягчению зависимости. Фокусируясь на негативных, отрицательных сторонах мы можем повлиять на изменения оценки дофаминового триггера так, чтобы избегать, а не стремится к нему. Однако помните, что избегание может работать только на начальных этапах работы с зависимостью, затем необходима экспозиционная терапия для снижения значимости. При постоянном избегании может возникнуть эффект «инкубации», когда запретное становится все более значимым и важным, что лишь усиливает тягу. 

Не давите. Избыточное самопринуждение как в отношении самого себя, других людей, своей работы может привести к отвращению. Избыточное давление и сознательный контроль снижают спонтанность, уровень мезолимбического дофамина и это может усилить неприязнь и отвращение. Если вам нужно сделать работу, но вас тошнит от нее, то используйте метафору соблазнения. Соблазните свою работу! Ведь если вы ухаживаете за девушкой, действуете жестко, давите и прямолинейны, то ее вскоре начнет тошнить от вас, а ваши «ухаживания» будут восприняты как насилие. А если вы будете рядом, но не будете давить, будете загадочны и спонтанны, найдете, что ей нравится, что ее интересует, то в этом случае шансов у вас намного больше. 

Милосердие. В буддизме отвращение относится к числу «пяти ядов»: отвлечение, отвращение, привязанность, неведение и тщеславие. Для борьбы с этим «ядом» используется медитация метта или «милосердия ко всем». Во время такой медитации мы фокусируемся на сострадании, сочувствии, любви ко всем живым существам, развивая милосердие и благожелательность. Фокусируясь не на различиях, а на общем для всех живых существ, мы перерастаем это чувство и снижаем значимость различий между собой и другими существами. Отвращение к себе также преодолевается развитием самосострадания и самосочувствия.

ВРАЧ К.М.Н. АНДРЕЙ ЕЛОВЕШКИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *