Альфрид Лэнгле. Как понять, что для меня важно?

Автор
/module/item/name

Отрывок лекции экзистенциального психолога Альфрида Лэнгле «Как понять, что для меня важно? Ценности в парадигме экзистенциального анализа», которая состоялась под эгидой Санкт-Петербургского психологического общества в марте 2019 года:

«Мы можем сказать, что ценности — это то, что действительно важно в жизни. Я заметил, что все говорят о ценностях, но не так много людей знает, как мы можем понять их. Сегодня я попытаюсь показать вам экзистенциальную перспективу ценностей.

Сегодня я буду говорить о роли ценностей в нашей жизни, дам социологическую перспективу, чтобы показать, насколько ценности важны в наше время, потом поговорю об экзистенциально-релевантных ценностях и о том, каким образом ценности связаны с чувствами. потом мы посмотрим на то, что называют фундаментальной ценностью. А потом я покажу связь ценности и смысла.

Какова же роль ценностей в нашей жизни? Когда в последний раз вы использовали термин «ценность»? Мы очень много говорим о ценностях в журналах, газетах или на встречах, мы живем во времена плюрализма ценностей, рассуждаем об изменениях ценностей в наше время и даже об упадке ценностей.  Когда я думаю о сегодняшнем дне, для меня могут быть ценными хороший кофе и завтрак, встреча с другом, то, что я хорошо выспался. Это ценности или есть что-то большее, когда мы говорим о ценностях?

Таких как дружба, честность,  верность. Все не так просто. «Ценность» — это довольно абстрактное понятие, потому что субъективный психологический опыт не говорит о ценностях. «Ценность» — философский термин, который был введен в философию во 2-й половине 19 века немецким философом Лотце. До этого философы говорили только о «добре».

Но этот термин был под властью философии богословия и Бога и перегружен философскими коннотациями, что Лотце решил ввести новый термин «ценности». Это  был настолько эффективный шаг, что новый термин внедрился и в экономику, и в психологию. Но намного легче понять термин «ценность», если мы знаем, что его первоначальный смысл был «хорошее». Это, конечно же, ближе к психологии.

Мы на опыте знаем, что хорошо или плохо. В хорошем есть ценность. Таким образом, можно сказать, что ценность — то, что делает жизнь ценной. То, что я субъективно переживаю как ценность, имеет ценность для меня: мои отношения или то, что мне интересно.

С другой стороны, то, что не ценно — плохо. Мы желаем друг другу хорошего на Новый год или день рождения, желаем доброго дня и приятного аппетита, желаем человеку поправиться после болезни. Желания всегда сфокусированы на ценности. Но она также присутствует в нашем желании…»

«…Мы хотим жизни, в которой есть ценность. Если же в жизни больше нет ценности, это довольно критическая ситуация. В депрессии мы чувствуем, что наша жизнь не ценна. В критической жизненной ситуации, когда нас обесценивают, не уважают, мы можем почувствовать, что жизнь больше не имеет ценности и это общее поле для суицидальности. В суицидальности мы проживаем то, что покой смерти лучше, чем бесконечная борьба в жизни.

У рода человеческого есть своя собственная направленность на ценности. Каждое растение растет в ту сторону, откуда приходит свет, и человек также направлен на то, что имеет ценность для него. Если жизнь больше не приносит хорошего, мы начинаем стремиться туда, где нам будет лучше. И тогда смерть может казаться освобождением, ее ценность становится больше. Суицид человека всегда связан с его решением (может быть, существует 1% исключения из этого правила).

Совершая суицид, люди хотят умереть. Мы можем проявить волю или решимость только тогда, когда мы видим ценность в том, что делаем. То есть, мы должны говорить с человеком, который находится на грани своего существования. Нам нужно вступить с ним в отношения, потому что отношения всегда имеют большую ценность. И нужно показать ему ценность жизни. Это поможет ему расстаться с суицидальными намерениями. Только это поможет, потому что люди — рациональные существа, у нас должна быть причина, чтобы жить. Эта причина находится в наших ценностях.

…Существует широкий спектр важности ценностей для нашей жизни — от ценности хорошего вечера до опасности самоубийства, поэтому ценность помогает ориентироваться, дает направление в рамках этого спектра, т.к. воля и желание направлены на ценность.  Когда я переживаю ценность, я хочу ее прожить, я действительно стремлюсь к ней…»

«…Когда я был молод, меня учили подчиняться и учили субординации. Значение этих ценностей снизилось в последние 30 лет. Ценность автономии и свободы очень сильно увеличилась, сейчас это центральная ценность нашего общества… Смещение ценностей связано с увеличением образованности и значимости работы для человека. Индивидуум в нашем обществе сейчас играет роль большую, чем когда-либо ранее. Каждый человек несет ответственность перед самим собой за то, чтобы найти собственные ценности.

Раньше священник, политик или учитель говорили людям, что нужно делать. Сейчас никто больше их не слушает. Увеличилась собственная ответственность за то, чтобы находить свои ценности. Это имеет большое влияние на психологию.

Каким образом мы, как психологи, можем принять этот вызов? Как нам связать индивидуальное переживание ценностей людьми и общество? Говоря психологическим языком, вопрос состоит в том, как нам возродить ценность ценностей, чтобы они опять стали значимыми или в них можно было бы найти что-то новое? И, конечно, самое важное – как мы находим индивидуальные ценности? Это подводит нас ближе к теме этой лекции.

Что же такое ценности? Какие ценности играют роль в нашем бытии? В нашей индивидуальной жизни есть два вида ценностей — ценности категорий или абстрактная система ценностей. Для каждого из нас справедливость и свобода — это ценность. Мы боремся за свободу в школах, в семьях, в партнерских отношениях. Дружба, демократия тоже очень важны для нас. Но в то же время у нас есть личные ценности, с которыми связан каждый – мой партнер и ребенок, мое здоровье по-настоящему важны в моей жизни…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *