«Работа с образами» — как поддержать выпускников перед ГИА и ЕГЭ

Страх опасности в десять тысяч раз страшнее самой опасности. 
Альберт Эйнштейн

Скоро лето, в школах России начинаются выпускные экзамены. Единый государственный экзамен, Государственная итоговая аттестация… Изменения приказов о сдаче ЕГЭ и ГИА, постоянно меняющиеся правила заполнения бланков и вариантов тестовых заданий и много других моментов, касающихся экзаменов, тревожат учеников, их родителей и учителей. Выпускник, находясь в постоянном волнении, напряжении, испытывая повышенные умственные нагрузки, имеет все шансы впасть в состояние, которое может не только существенно снизить работоспособность, ухудшить самочувствие, снизить самооценку, но и блокировать так необходимые для сдачи экзамена возможности ученика.

Учащиеся 9-х классов более спокойно относятся к государственному экзамену, так как он в большинстве случаев является для них всего лишь проверкой актуального уровня знаний, своих возможностей, своеобразной репетицией ЕГЭ.

рис 1

К. Хорни выделяет такие признаки тревожности, как «очевидная ир рациональность и ощущение беспомощности». А.М. Прихожан трактует тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Именно эти чувства наши дети испытывают перед сдачей экзамена. Многие уверены, что результат экзамена повлияет на отношение к ним других людей, в первую очередь родителей.

По нашим наблюдениям, негативные психологические состояния у школьников наблюдаются задолго до начала экзаменов и нарастают, достигая максимума к моменту испытания. При этом могут наблюдаться острые невротические реакции. Для учащихся 11-х классов ЕГЭ, безусловно, является психологическим стрессором. В этой ситуации нами впервые был предложен такой способ диагностики и коррекции стрессовых состояний в период сдачи ЕГЭ, как работа с образами.

Учащиеся должны были отождествить свое восприятие ЕГЭ с каким-то животным, растением и цветом: «Опиши свой страх перед экзаменом, на что он похож? Какие ассоциации он у тебя вызывает?» Выпускникам требовалось временно отстранить такие функцию, как «мышление», и ее близкую родственницу — «логику», чтобы использовать воображение! Ответы учащихся проранжированы следующим образом (по мере убывания):

Животные

Кусаче-колючие — змеи, кусачая собака, акулы, львы, ежи.
Нейтральные (могут быть друзьями человека) — зайцы, собаки, совы, белка, слон.
Экзотические — хамелеоны, скунсы, динозавры.
Неприятные, но не опасные — козлы, тараканы, дикобраз.

Растения

Колючие — кактус, крапива, сорняк.
Нейтральные — лопух, ромашка, баобаб.
Вьющиеся (запутывающие) — плющ, водоросли.
Легкие, светлые — подснежник.

Цвета

При интерпретации цветов, которыми выпускники раскрашивали свои рисунки, мы руководствовались такими значениями:

Зеленый — настрой на конструктивную деятельность, стремление к самоутверждению.
Желтый — надежда на лучшее будущее.
Красный — активность, высокая мотивация достижений.
Синий — стремление к безопасности, принятию, стабильности.
Розовый — мечтательность, романтичность.
Черный — отрицание жизни и самого бытия, опасения, связанные с низкими результатами.

рис 2

Одним рисованием ограничиваться не нужно, эти образы можно преобразовать. С помощью карандашей и фломастеров мы делаем свои страхи забавными, где-то даже смешными, маленькими и совсем не злыми. Или, используя технику коллажа, помещаем свои страхи и переживания в новые условия «жизни», придаем им новую форму и наделяем новыми качествами. Кактусы расцветают, покрываются спелой клубникой, крапива дает урожай апельсинов, колючий еж превращается в новогоднюю елку, а злобный дракон становится солистом балета. Фантазия ребят безгранична. Улыбка позволяет немного расслабиться и снять мышечное напряжение. Ведь лучший способ победить страх — посмеяться над ним.

Эта работа, конечно же, не может целиком освободить подростка от негативных чувств, связанных с экзаменом. Но она дает прекрасную возможность посмотреть своим переживаниям «в глаза», попытаться понять их причину, а также дает большой потенциал для личностного роста и самопознания старшеклассника.

По окончании рисования мы анализируем чувства, которые возникают, пытаемся понять их природу. Проговаривая свои проблемы, ребята могут увидеть и осознать источник своих тревог, найти способ его нейтрализации или минимизации тревожного состояния. Способ оказался достаточно действенным, и ребята с удовольствием им пользуются.

рис 3

Работа с образами может проводиться в малых группах — до 10 человек или индивидуально. На индивидуальных занятиях можно работать как с новым образом, так и с трансформированным старым. Так, автор одного из представленных в статье рисунков не просто осознал свои чувства, но и нашел ресурсы для их позитивной трансформации. А можно не только «преобразить» свой страх, но и придумать целую историю победы над ним. Но это уже другая история…

Несмотря на юношеский оптимизм, нашим ученикам просто необходима стабильная обстановка в процессе подготовки к экзаменам, понимающие родители и педагоги и, конечно, психологическая помощь. Поэтому хочется пожелать родителям и учителям запастись тактом, пониманием и доверием к выпускникам, а ребятам — чтобы стресс, возникающий в процессе подготовки и сдачи экзаменов, был исключительно конструктивным, помогающим мобилизовать все свои интеллектуальные, психические и физические ресурсы для получения максимально высокого результата!

«Работа с образами»
— как поддержать выпускников перед ГИА и ЕГЭ.

Ирина ФЕДОСЕЕВА
педагог-психолог, МБОУ СОШ № 30, г. Коломна, Московская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *