Зависимость: отказ и принятие

При выходе из зависимого состояния появляется выбор: выходить или остаться. И в какой-то момент — желание не выходить. Это очень мучительный момент, часто сопровождаемый чувством растерянности, обесцениванием, одиночеством, тоской.

В основе такого момента лежит неизвестность. Человек просто не знает, как жить вне зависимости. Этого нет в его опыте. Дети при столкновении с неизвестным обычно руководствуются любопытством, интересом. У взрослого человека любопытство пробуждается в таких ситуациях редко: очень часто страх значительно сильнее. Риск ничего хорошего не приобрести и потерять известное отпугивает.

В любой зависимости есть теплое, принимающее начало. Даже если его нет в реальности, оно есть в иллюзии: как вера в защищающего и принимающего взрослого, в то, что можно исправить кого-то, парочка воспоминаний, как было хорошо вместе (не важно с чем/кем: сигаретой, спиртом, наркотиками, человеком). Основное — это «было хорошо». «Хорошо» переживается и на физическом уровне в виде расслабления, тепла, тяги; и на эмоциональном — в виде нежности, бурных эмоциональных реакций. Реакции могут быть индивидуальны, но  у человека они ассоциируется с «хорошо».

По сути, основной механизм, который поддерживает человека на выходе из зависимости — это осознавание и объективация, в котором содержится момент «плохо» или «объективно», «с другой стороны». Эмоциональные вооспоминания о «хорошем» скрывают реальность зависимого положения в полноте переживания. Вне зоны осознавания могут оказывааться не только болезненные переживания, но и вполне желанные, такие, как самореализация, радость взаимодействия с чем-то новым, тот же интерес к жизни. Для каждого человека этот опыт индивидуален. Процесс объективации восстанавливает полноту картины отношений как на рациональном, так и на эмоциональном уровнях.

Отказываясь от зависимости, человек объективирует опыт. Он не всегда при этом в силах отказаться от цепляния за «хорошее», удерживающее его в зависимости. Скорее, происходит процесс усиления обычно неосознаваемой стороны переживания. Момент расставания с иллюзией хорошего через объективизацию образа очень важен. Без такой объективации отказ от зависимости будет носить форму рационального волевого решения —  очередного запрета, по сути — отказа от выбора, только в противоположную сторону. Останется вопрос: «почему я должен потерять…». Усилится чувство внутреннего возмущения, возрастет сопротивление, как следствие —  желание нарушить запрет. Завершения отношений с этапом жизни, на котором сформировалась зависимость, не произойдет, поскольку объект зависимости останется в идеализированном полуосознанном варианте. По контрасту с волевым ресурсом, поддерживающим отделение, эмоциональная тяга останется сильнее, их соперничество усилит внутреннюю борьбу.

Это — очень трагичный, напряженный этап расставания с зависимостью. Этап внутреннего выбора и честности. Я могу допустить варианты, при которых выбор остаться в зависимых отношениях будет более верным для человека и нужным для него при условии, что в основе такого решения будет выбор, а не  заученная реакция (хотя здесь тоже может возникать много вопросов).

Следующий шаг — это собственно отказ от зависимости. Сложность данного периода можно охарактеризовать как сложность поиска нового способа удовлетворения потребности. Это — этап изменения привычного поведения.Он содержит в себе риски столкновения с новой реальностью. На этом этапе происходит «выход из зоны комфорта». Сопротивление, с которым сталкивается человек, связано с повышенным напряжением, длительной фрустрацией неудовлетворенной потребности, ощущением «риска», переживанием бессилия. Данный этап — этап приобретения нового опыта.

На данном этапе важно признавать собственную способность выживать без объекта зависимости через факт продолжения жизни, несмотря на отсутствие объекта. Важно периодически проводить «инвентаризацию» ресурсов, признавая сам факт, что то, что есть в жизни, вполнее ее обеспечивает. Важно признавать дефицитарность состояния и важно сохранять поисковую активность, интерес к жизни: они необходимы для восстановления утраченного вместе с объектом зависимости способа удовлетворения определенных потребностей.

В конечном итоге выбор: жить с зависимостью или без нее — это не вопрос о сложности жизни (для кого-то проще с, а для кого-то — без зависимости). Это — вопрос о готовности самостоятельно выживать без надежды, что другой возьмет на себя ответствнность за поддержание твоей жизни или какой-либо ее части. Это — вопрос признания собственной самостоятельности, взрослости, права на выбор.

Обратной стороной данного вопроса является возможность признания решений другого отностительно его свободы, взрослости, прав на выборы в свой жизни. Иначе говоря — прав на установление и поддержание границ другим и уважение к его выбору.

И в этой точке признания границ другого человека и его права на выбор собственной жизни и способов удовлетворения потребностей, происходит переход от зависимых к созависимым отношениям. Если нет принятия выбора другим человеком права на собственный способ жизни, происходит вваливание в одну из ролей треугольника: жертва — преследователь — спасатель, каждая из которых является бесполезной для «помощи» другому человеку в освобождении от его зависимости. Поскольку такое «освобождение» — процесс сугубо внутренний и обусловлен готовностью, зрелостью, способностью признать себя самостоятельным, а значит, не находящимся ни в одной из вышеперечисленных ролей.

Подход к другому с точки зрения данных позиций не только не способствует исцелению от зависимости, но, напротив, усугубляет ее.


Ваше мнение важно....