Обретение профессиональной идентичности крайне важно в профессии психотерапевта. В дальнейшем, профессиональная идентичность служит стабильной системой координат для обретения смысла в работе и жизни. Становление доверия к себе, к своим терапевтическим возможностям и силе терапии вообще, является важным инструментом в профессиональной деятельности терапевта. Профессиональная идентичность терапевта имеет внешние и внутренние компоненты. Процессы, которым подвергается психотерапевт при обучении своей профессии, можно условно разделить на последовательные стадии развития, которые приводят к индивидуализации и формированию профессиональной идентичности. На каждой стадии начинающему терапевту свойственны определенные тревоги, определенные сложности во взаимоотношениях с клиентами. Стадии развития не являются дискретными и уникальными. В сложных случаях существуют возвращения на ранние стадии, что не свидетельствует об общем регрессе. Время обретения профессиональной идентичности — индивидуально, но не бы-вает меньше четырех лет. Следовательно, люди, заканчивающие профессиональное обучение, как правило, еще не достигают шестой стадии. В действительности, не все, кто вначале выглядел перспективным, достигают всех целей шестой стадии. Существуют застревания на различных стадиях. Чаще всего это стадия пятая — идентичность и независимость. Путь развития профессиональной идентичности можно сравнить с психоаналитической теорией идентичности Эрика Эриксона и моделью сепарации — индивидуализации Маргарет Малер. Согласно идеям Э. Эриксона, путь, который проходит идентичность, приводит к увеличению чувства внутреннего единства и способности делать «хорошо» в соответствии с собственными стандартами и стандартами значимых фигур. По мнению М. Малер, поступательное развитие происходит по-средством процессов отделения и индивидуализации, через стадии «дифференциации», обучения, «повторного сближения», до стадии «постоянного объекта». Аналогичным изменениям подвержены и процессы развития профессиональной идентичности. Начинающий психотерапевт проходит путь от фазы зависимости — от супервизора, обучающего тренера, через попытки дифференциации и кризис восприятия, к достижениям сепарации и индивидуализации. Стадия 1. Возбуждение и тревога предвкушения Начинается во время обучения профессии психотерапевта и заканчивается с появлением первого клиента. Состояние психотерапевта: На данном этапе развития профессиональной идентичности очень важна поддержка от окружения. Ищите тех, кто поддержит вас в профессии среди друзей, близких, знакомых. Кто поддержит ваше развитие в профессиональном кругу — группы, супервизорские проекты, специализации — в которых вы будете чувствовать себя достаточно безопасно для того, чтобы делать первые шаги в профессии. Стадия 2. Зависимость и идентификация Начинается с появлением первого клиента. + На данном этапе терапевт чаще всего приписывает результат своим личностным свойствам, а не профессиональным качествам и навыкам. Состояние психотерапевта: Недостаток уверенности в себе, в своих силах, ощущение нехватки знаний. Страх выглядеть в глазах коллег недостаточно успешным. Большое количество требований к себе. + Характерна сильная зависимость (которая может принимать различные формы от доверительной зависимости и прямого подчинения до временных отказов от помощи , хронически ригидной обратной зависимости) от супервизора, преподавателя, учителя, тренера — студент занят поисками инструкций, желает получить совет или конкретные рекомендации «как работать с этой проблемой», «как работать с такими клиентами», «как поступать в такой ситуации». + Студенты-психотерапевты подражают своим учителям, терапевтам или супервизорам, их стилям, отношениям с клиентами, даже телесной осанке и привычкам. + Один из самых глубоко волнующих вопросов (и часто замалчиваемых) — это: «Действительно ли я обладаю всем тем, чтобы успешно выполнить эту работу?» «Голод подтверждения» управляет психотерапевтом. В целом важно на этом этапе действительно иметь возможность и место получать подтверждение своим успехам, одобрение, как со стороны, так и развивать способность самому замечать свои успехи. Кроме этого, важным условием дальнейшего развития является доверие к силе лечения, к силе психотерапии — в том числе и через собственный опыт, через осознавание собственной успешной позитивной динамики в индивидуальной психотерапии. Стадия 3. Деятельность и продолжающаяся зависимость Начинается через несколько месяцев (или лет) после того, как психотерапевт начал регулярно принимать клиентов (минимум — спустя несколько месяцев регулярной терапии с одним и тем же клиентом). Именно реакция пациента убеждает практикующего студента, что «он — не жулик, не мошенник» и, по крайней мере, один человек из сидящих в комнате воспринимает весь процесс серьезно (Kaslow, 1986). Состояние психотерапевта: Чувство всемогущества сменяется виной за то, что он, якобы, мог сделать и не сделал. Тревога появляется эпизодически, во время кризисов. В эти моменты начинающий психотерапевт может скатываться назад на предыдущие стадии и начинать задавать вопросы о том, как справиться с клиентом. + Происходит движение от пассивности и зависимости к частичной автономии и активности. Начинающий терапевт теперь может действовать самостоятельно, а не просто пассивно выполнять инструкции, советы, техники. На этой стадии важно: Стадия 4. Насыщение и принятие самостоятельности Начинается, когда студент осознает, что является терапевтом. До этого он наблюдал улучшение пациентов и даже чувствовал свою причастность к этому, но не до конца воспринимал себя психотерапевтом. Именно себя. психотерапевтом, существенное значение имеет и то, что психотерапевт осознает собственный арсенал, навыки, которые играют роль в лечебных психотерапевтических процедурах. Психотерапевт на этой стадии знает: Эффективность (и скорость перехода на следующую стадию) начинающего психотерапевта будет зависеть от: В течение этой фазы развития появляется способность более осмысленно, личностно подходить к тому или иному теоретическому направлению. До этого не было упорядоченной теоретической базы и стабильного чувства психотерапевтического стиля. На предыдущих стадиях существовало представление о различных стилях, но всему этому хаотическому нагромождению информации не хватало организации, структуры, в которой, как на полочках, можно было бы расположить разнообразные идеи. + Изменяются и отношения с клиентами. На этой стадии психотерапевты становятся более теплыми, зрелыми и естественными в отношениях со своими пациентами. + Появляется возможность получать удовольствие от открытий, экспериментов, творчества в процессе психотерапии. На этой стадии важно: Стадия 5. Идентичность и независимость Период профессионального взросления, который может длиться как несколько лет, так и всю профессиональную жизнь. Это та стадия, застревание на которой наиболее вероятно. Состояние психотерапевта: Стадия 6. Спокойствие и коллегиальность Начинается тогда, когда психотерапевт определил самого себя — кто он есть в профессиональном сообществе, достиг автономии в своей профессии, ограничил действия супервизора (обучающего тренера, авторитетного в профессии лица). На этой стадии психотерапевты более интересуются исследованиями теоретических методов, которые ранее представляли меньший интерес. Существовавшие ранее тревожность, пассивность и зависимость — пройденный этап. Теперь картина сильно отличается. Доминирующее настроение — спокойствие, а эмоциональные подъемы и спады, как на ранних стадиях, значительно ослаблены. Происходит интеграция с профессиональным терапевтическим сообществом. Это отражается в способе построения отношений с коллегами. Если на ранних стадиях начинающий психотерапевт прислушивался, в основном, к точке зрения более компетентных, статусных коллег, то теперь у него появляется мнение, что младшие коллеги тоже могут быть источниками ценных идей. Чувство профессиональной идентичности теперь становится частью терапевтического стиля. На этой стадии терапевт пересматривает и бросает вызов «терапевтическим истинам». Он не старается подражать старым моделям, а все больше персонализирует свой собственный стиль. От автора: Информация собрана и подготовлена для супервизорского проекта «9 месяцев. Выноси терапевтическую идентичность» на основе обзора книги под ред. Florence Kaslow (1986) «Supervision and training. Models, dilemmas, and challenges». New York-Haworth. (см. ссылки на сайт и литературу ниже) Любава Мутилина Основной источник — www.supervis.ru ЛИТЕРАТУРА |